Главная О компании Контакты Виды услуг Другие услуги

русский  /  english

Главная - Европа - Австрия

Вена
Кицбюэль

 


Вена
Кицбюэль

Австрия


Моцарт и Австро-немецкий оперный театр.



К началу ХVIII века, когда талант Моцарта достиг своего расцвета, опера в Вене разделилась на три основных направления:
1. Opera Seria- серьезная итальянская опера, где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии.
2. Opera buffa - комическая опера, основанная на сюжете Арлекина
3. Commedia dell'arte - коломбины из итальянской комедии , окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами.

Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления.

Три оперы buffa - "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины" - подлинные шедевры. Они настолько расширили границы жанра, внеся в них трагические мотивы, что зритель уже не знал, смеяться ему или плакать.
"Фигаро" рассказывает, как слуга (Фигаро) чинит всевозможные препятствия своему хозяину, желающему соблазнить девушку, на которой он хочет жениться. Опера "Женитьба Фигаро", написанная в 1786 году, стала пиком славы Моцарта. После исполнения воинственной арии Фигаро все зрители кричали: "Браво, браво. Маэстро! Да здравствует великий Моцарт!" "Женитьба Фигаро" стала всеобщим венским шлягером, даже посыльные насвистывали мотивы из оперы.
В "Дон Жуане" мы становимся свидетелями приключений дамского угодника, который, в конце концов, был затянут в ад статуей убитого им мужа любовницы. Сюжет не очень подходит для жанра комической оперы, но Моцарт заканчивает ее хором, который говорит зрителю, что все это не должно восприниматься слишком всерьез.
Опера "Так поступают все женщины"  повествует о двух молодых парах; девушки и юноши поклялись друг другу в любви и преданности, но затем меняются партнерами и обнаруживают, что быть верным не так легко, как это кажется вначале.

Тем же самым духом озорного веселья наполнены и две немецкоязычные оперы Моцарта:

1. "Похищение из сераля" (1781)-  в ее основе лежит история спасения девушки, оказавшейся в гареме султана.
2. "Волшебная флейта"- на первый взгляд сюжет кажется примитивным, но на самом деле эта опера, одна из лучших у Моцарта со многих точек зрения, имеет глубокий смысл. Это сочинение, написанное композитором в последний год его жизни (1791), наполнено глубокой верой в абсолютное торжество добра над злом. Герои - двое идеализированных влюбленных - проходят через множество испытаний, и помогает им в этом волшебная флейта. Героями оперы являются также злобная королева, благородный верховный жрец и смешной птицелов, линия которого снимает напряжение.

Творчество Моцарта составило целую эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в "Идоменее", в "Свадьбе Фигаро". На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями ("Волшебная флейта"). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы "Дон Жуан".

Важнейшей особенностью художественного облика Моцарта является широта и многогранность национально-культурных связей. Его творчество взросло на австрийской национальной почве. Но при прочной и ясной австрийской основе, которая сама по себе многонациональна, Моцарт творчески использовал то, что он слышал, видел, наблюдал в других странах.  Все, что в музыке других стран было жизненно, важно и нужно, Моцарт подчинил себе, своей неповторимо своеобразной творческой индивидуальности и обобщил в высшем художественном синтезе.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал.

Одно из главных нововведений в моцартовских операх - перенесение действия из диалогов в музыку. До Моцарта действие происходило в secco-речитативах, во время которых в ложах ели, разговаривали, играли в карты, отвлекаясь только лишь послушать виртуозную арию.

Арии у Моцарта двоякие: арии психологически углублённые, необходимые для характеристики индивидуальностей и их глубочайших переживаний, и арии действия, например ария Дон-Жуана с крестьянами. Секко-речитативы остался у Моцарта для второстепенных диалогов, но даже в таком случае они глубоко эффективны, драматичны и музыкальны, и их замена простым диалогом - проявление чудовищного непонимания.

Если Глюк боролся за то, чтобы исключить все устаревшее из оперы-сериа, то Моцарт стремился внести в нее все недостающее из оперы-буффа. Он придал оперной форме изящество и человечность, углубил тени, чтобы сильнее подчеркнуть вспышки остроумия и веселья. В своем творчестве он создал редкий тип комедии, которая может тронуть слушателя до слез; ведь до сих пор невозможно сказать точно, что такое моцартовский Дон Жуан - комедия или трагедия.

    © 2012 Hyacinth company

Programming Dmitry Pavly